Теория массового обслуживания


Теория массового обслуживания

Теория массового обслуживания [theory of waiting lines, queueing theory] — раздел исследования операций, который рассматривает разнообразные процессы в экономике, а также в телефонной связи, здравоохранении и других областях как процессы обслуживания, т.е. удовлетворения каких-то запросов, заказов (например, обслуживание кораблей в порту — их разгрузка и погрузка, обслуживание токарей в инструментальной кладовой цеха — выдача им резцов, обслуживание клиентов в прачечной — стирка белья и т.д.). При всем разнообразии эти процессы имеют общие черты: требования на обслуживание нерегулярно (случайно) поступают на «канал обслуживания» (место у причала, окно в раздаточной) и в зависимости от его занятости, продолжительности обслуживания и других факторов образуют оче­редь требований. Т.м.о. изучает статистические закономерности поступления требований и на этой основе вырабатывает решения, т.е. такие характеристики,  при которых затраты времени на ожидание в очереди, с одной стороны, и на простой каналов обслуживания — с другой, были бы наименьшими. Всю систему производства и потребления товаров можно трактовать как систему массового обслуживания, где встречаются люди (клиенты) и товары. Некоторые ученые делают из этого весьма широкие выводы. Они склонны рассматривать сумму потерь времени на ожидание в очередях и на простои каналов обслуживания (хранение товаров на складах) как меру эффективности изучаемой экономической системы: чем меньше потери, тем выше эффективность.

Следует сказать и о терминах «Т.м.о.» и «теория очередей«. Во многих работах они трактуются как равнозначные, в других — теория очередей рассматривается лишь как раздел Т.м.о., поскольку последней  изучаются системы не только с очередями, но и с отказами (например, когда телефонная станция занята, очередь абонентов не образуется), а также некоторые иные.

См. также: Блок обслуживания, Время обслуживания, Время ожидания обслуживания, Входящий поток, Дисциплина обслуживания, Задачи массового обслуживания, Заявка, Канал обслуживания, Механизм обслуживания, Многоканальная система массового обслуживания, Многофазная система массового обслуживания, Поток требований (заявок), Пункт обслуживания.


Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. . 2003.

Смотреть что такое "Теория массового обслуживания" в других словарях:

  • Теория массового обслуживания — (теория очередей) раздел теории вероятностей, целью исследований которого является рациональный выбор структуры системы обслуживания и процесса обслуживания на основе изучения потоков требований на обслуживание, поступающих в систему и выходящие… …   Википедия

  • теория массового обслуживания — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] теория массового обслуживания Раздел исследования операций, который рассматривает разнообразные процессы в экономике, а также в телефонной связи, здравоохранении и других… …   Справочник технического переводчика

  • Теория массового обслуживания — [theory of waiting lines, queueing theory] раздел исследования операций, который рассматривает разнообразные процессы в экономике, а также в телефонной связи, здравоохранении и других областях как процессы обслуживания, т.е. удовлетворения каких… …   Экономико-математический словарь

  • ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ — раздел прикладной математики, применяющийся в качестве метода в экономических исследованиях. Эта теория изучает статистические закономерности в массовых операциях, состоящих из большого числа однородных элементарных операций. К ним относятся,… …   Большой экономический словарь

  • ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ — раздел теории вероятностей, изучающей потоки требований на обслуживание, поступающие в системы обслуживания и выходящие из них, длительности ожидания и длины очередей и т. п. Целью исследований в Т. м. о. является рациональный выбор структуры… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Массового обслуживания теория —         математическая дисциплина, изучающая системы, предназначенные для обслуживания массового потока требований случайного характера (случайными могут быть как моменты появления требований, так и затраты времени на их обслуживание). Типичным… …   Большая советская энциклопедия

  • МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕОРИЯ — теория очередей, раздел теории вероятностей, изучающий математич. модели разного рода реальных массового обслуживания систем. Эти модели представляют собой случайные процессы специального вида, к рые наз. иногда процессами обслуживания. Чаще… …   Математическая энциклопедия

  • МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕОРИЯ — раздел математики, изучающий системы, предназначенные для обслуживания массового потока требований случайного характера. Типичный пример такой системы автоматическая телефонная станция, где случайным образом поступают требования вызовы абонентов …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМА — понятие, к рое включает в себя случайный входящий поток требований (вызовов, клиентов), нуждающихся в обслуживании , и механизм (алгоритм), осуществляющий это обслуживание . Типичным примером М. о. с. являются автоматич. телефонные станции, на к… …   Математическая энциклопедия

  • массового обслуживания теория — раздел математики, изучающий системы, предназначенные для обслуживания массового потока требований случайного характера. Типичный пример такой системы  автоматическая телефонная станция, где случайным образом поступают «требования»  вызовы… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Теория массового обслуживания» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.